Отличный тренд

Откуда в школах появляются стобалльники и что ждет их завтра?Картинка с мудрой совой.

Они открывают школьные линейки, на них особые надежды, с них особый спрос, к ним особое отношение. «Отличник» - сколько тут разных нюансов. От почтительного придыхания до кривой, порой сочувственной, ухмылки — все, дескать, с ними ясно. Но ясно ли?

Все меняется, меняются и они — наши умники с умницами. Это многие подмечают, кто хоть как-то связан со школьными делами — хоть семейными узами, хоть профессиональными. Даже если мерить простой количественной меркой, перемены налицо, год от года отличников становится больше. И черт знает, с чем это связано. А если попробовать взглянуть вглубь, так и вовсе ничего не понятно. Одни мифы развеиваются, и тут же рождаются новые. Одни проблемы отпадают, но тотчас возникают другие. Кто они — современные пятерочники, хорошие мальчики и девочки? С чем связаны их печали и радости? Каково им приходится в большой и сложной жизни, так не похожей на контрольную по математике?

Этимология не ясна

Откуда они вообще берутся — отличники? Что их формирует: гены, воспитание, среда? Тут, как любят приговаривать профессора в очках, этимология не ясна. Наследственность свою роль, конечно играет, вот совсем недавно журнал Nature сообщал, что ученые отыскали целых 74 генетических варианта, ответственных за успеваемость детей в школе. Но гены — это штука такая, могут включиться, могут и нет. Каждый знает с десяток примеров, когда у родителей — умников и перфекционистов — вырастают дети середнячки. Каждый может припомнить случаи, когда родные братья и сестры идущих на медаль молодцов перебиваются с двойки на тройку.

Дело в семье? Отчасти, конечно. Но и тут много стереотипов, которые просятся к пересмотру. Многие, наблюдающие явление со стороны, воспринимают отличников чуть ли ни как жертв родительских амбиций. Таких жертв, действительно много, но суть в том, что далеко не все они даже хорошисты. Психолог Екатерина Мурашова считает что ни о какой прямой пропорциональности говорить тут не приходится: «Родители детей, безусловно, прессуют. Это вечный и повсеместный феномен, вспомните из нашей классики, вспомните "замок Броуди". Но мне кажется, что сегодняшние отличники в большей степени обязаны своим появлением повышению алгоритмичности и снижению индивидуализации современного образования - к любому алгоритму приспособиться легче, чем к "творческому беспорядку", который к примеру царил в нашем образовании в годы перестройки»

На успеваемость школьника семья влияет совсем иначе, чем это принято считать, полагает педагог Ольга Сачава. Чтоб убедиться в этом, она провела с коллегами из Высшей школы экономики отдельное исследование. Результаты, хотя касаются они не только отличников как отдельной категории, но и хорошистов, прелюбопытны.

Например, не удалось проследить связь успеваемости детей с уровнем доходов семьи и жилищными условиями. И троечники, и хорошисты с отличниками проживали как в коммуналках, так и в отдельных квартирах примерно в равной пропорции. Семьи как тех, так и других имеют очень разный уровень доходов.

Зато важную роль в формировании отличников играют бабушки. Половина всех успешных в школе ребят проживают со старшим поколением на одной площади, еще 42 % регулярно общаются со старшим поколением. Важен также социокультурный статус семьи. Например, 67 % хорошистов и отличников начальной школы и 73 % учащихся 5-9 классов живут в семьях, где праздники отмечаются регулярно, в то время как в семьях большинства троечников это явление либо эпизодическое либо вообще отсутствует.

Само собой, интересно, какова роль в выращивании отличников внешней среды. В смысле школы. Тут тоже все очень противоречиво. Статистика по разным учреждениям очень разнится, и порой она приводит в замешательство самих школьных работников.

«С удивлением слышу иногда о школах, где в одном классе случается по 6-7 медалистов, - признается заслуженный учитель России, педагог школы с углубленным изучением математики и информатики № 521, Татьяна Гордина. - Мне кажется, это все же лукавство. Отличники – народ штучный. Наша школа, к примеру, с 1998-го года выпустила всего трех золотых медалистов и восемь серебряных. Но это действительно были звезды – не только трудолюбивые, но и по-настоящему талантливые ребята. Таким ребятам школа помогает раскрыть потенциал. Иногда приходится слышать упрек: «Вы не умеете выращивать отличников». Что это значит? Где-то чуть-чуть натянуть оценку, на что-то закрыть глаза, не проявлять излишнюю принципиальность... Да, у нас это не принято, зато дети знают реальную цену своих баллов и своих знаний, и у них нет "культа оценки"».

А потенциал — это врожденное. Об этом говорят многие. В том числе сами отличники. Вот и отличница-медалистка, ныне студентка лингвистического факультета СПГУ Кристина Добровольская утверждает, отличники — просто такие, какие есть.

А какие — есть?

От ботана до гика

«Отличники, очень разные — делится Кристина наблюдениями. - Одних тянут, другие зубрят, третьи просто вертеться умеют... Есть такие, которые настроены именно на оценки, а не на знания, и сегодня в век развитых технологий им проще достичь высокого уровня. Я лично все 11 лет просто старалась учиться хорошо. А старания выходили из желания доказать самой себе, что могу решать сложные задачи, говорить красиво и грамотно, знать свою историю и основы жизни на земле. Просто я такая. Не могу иначе. Если делаешь что-то - делай по-нормальному или не делай совсем».

Судя по тому, что сама Кристина умудрилась сдать на сто баллов два из четырех ЕГЭ, понятие «по-нормальному» у отличников тоже сильно разнятся с представлениями об этом большинства. И большинство обычно этого не прощает. Но, кажется, и эта старая недобрая истина тихонько расползается по швам. Сегодня в среду продвинутой молодежи вошло понятие — гик. Гики — это те же ботаники, но по-английски, этакие очкарики в клетчатых джемперах. Но к ним иное отношение. Они чудики, но трогательные, они особенные, но не изгои. Говорят, они нынче в тренде.

«Действительно, когда я начинала учиться, - соглашается Кристина Добровольская, - отличники для остальных учеников были ботаниками, которых жаловали лишь на контрольных или когда что-то от них хотели. Сейчас ситуация как будто меняется . Но это зависит и от самих отличников. Есть те, кто по-прежнему отталкивают от себя своей заносчивостью или замкнутостью. У меня есть знакомые отличники, которые очень общительны, добродушны и открыты. Они не зациклены на своих результатах, и поэтому друзья ласково зовут их умницами, уважают. Да я и на себе убедилась в том, что можно одновременно учиться на отлично и не отказываться от дружбы, веселья и прочих прелестей юношества!»

Миф или грустная реальность, что отличники – это белые вороны в классе, а не истинные будущие лидеры? «И да и нет – говорит Ольга Сачава. - Думаю, здесь важно, о ком мы говорим – о сегодняшних пятиклашках или выпускниках конца 90-х. Требования быстро меняющейся жизни всегда несколько опережают то, что мы знаем и чему умеем учить. В 90-х у нас не было выхода в интернет в кармане, и школа была нацелена преимущественно на знания. Среднестатистический отличник 90-х - тот, кто много читал и учил, в то время как хорошисты и троечники играли, общались и больше взаимодействовали с реальным миром и социумом. Оказавшись в условиях стремительно меняющейся реальности отличник 90-х с трудом адаптировался, отсюда и сложившийся стереотипный образ. Если же мы говорим о сегодняшних школьниках — здесь всё иначе. Дети в соответствии с новым образовательным стандартом учатся много чему еще: отбирать и критически оценивать информацию, грамотно распределять свое время, ставить цели, планировать и реализовывать проекты, работать в группах, эффективно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, творчески решать проблемы, адекватно оценивать себя. Так образ отличника постепенно сближается сегодня с образом человека успешного и эффективного».

Тут еще интересный момент - технологии. Одни брюзжат, мол, они делают отличников ненастоящими, с гаджетами, дескать, каждый дурак может (но почему-то не становится). Однако тут важно то, что технологии не отрывают, а сближают отличников с реальностью. Насколько в 90-е реальности не нужны были прилежные энциклопедисты, настолько сегодня востребованы очкарики-айтишники.

Все отлично, но...

Как-то все чересчур радужно, не может же быть без проблем. Они есть. Во-первых, не изжиты проблемы прошлого — разные характерные отличникам психологические заковыки.

«Так или иначе но отличаться от других — это сложно, - признается Кристина Добровольская. - Да вот хотя бы простой пример. Тебя часто выделяют на фоне класса, ставят в пример — это вовсе не так приятно. От того, как ты сам к этому относишься зависит и реакция окружающих. Кто-то зазнается, это отталкивает, приводит к одиночеству. А кто-то — наоборот, так старается сдружиться со всеми, не смотря ни ни на что, что просто дает пользоваться и собой и своими знаниями. Это не способствует уважению».

Во-вторых, не смотря на то, что все больше отличников перестают восприниматься белыми воронами сегодня, совершенно непонятно, что ждет их завтра. Что будет с тихими ботаниками, когда пресытится рынок высоких технологий? Где будут искать себе применения «дерзкие выскочки», когда закончится эра карьеризма с ее религией лидерства?

В-третьих, еще никто не отменял закона сохранения энергии. По-простому — если в одном месте прибыло, в другом точно убудет. А отличников все прибывает. Только золотых медалистов в этом году школы выпустили почти полторы тысяч (1492 человека), в 2015-ом — таких было 1277, в 2013 — 1187, в 2012 — 1063. Только в 2014-ом урожай золотых выпускников был чуть скромнее — 1154 человека, но в целом за четыре года отличников стало больше на 30 %.

Чем больше отличников, тем сложнее им поступить в топовые вузы. Система оказывает умникам все меньше доверия. Сначала для них отменили льготы при поступлении, потом вернули, но чисто символические. Потом ужесточились конкурсы по ЕГЭ, проходной балл ряда факультетов в СПбГУ, МГУ, МФТИ, МГИМО — 290-300 баллов. И тем, не менее стремятся-то отличники попасть именно на самые престижные факультеты, и так сами надувают очередной пузырь на рынке профессий. Может статься, что лопнуть он может уже к получению дипломов.

Увы, не всех лучших ожидает лучшая доля. Реальность сложнее образовательных схем, она никому не дает никаких гарантий.

Статья опубликована в "Вечернем САнкт-Петербурге" 21 сентября 2016 года.
Иллюстрация education.simcat.ru